Самореализация - необходимый атрибут жизнедеятельности человека. Интерес к этой проблематике возрастает, однако этот феномен остается во многом нераскрытым.
В настоящее время под самореализацией понимается осуществление индивидных и личностных возможностей человека посредством собственных усилий, а также содеятельности с другими людьми /6/. Человек реализует собственный потенциал, совокупность знаний, умений, навыков, эвристические процессы, интуицию, способности, поскольку осознает свою ценность, имеет цели деятельности и планы ее осуществления. В основе осуществления возможностей лежит их анализ, анализ жизненной ситуации, выявление круга проблем и путей их разрешения, постановки перед собой целей и выбора стратегий их осуществления, осмысление результатов и накопленного опыта. Каждый человек обладает теми или другими технологиями самореализации, развивая их на протяжении жизненного пути. Условием успешной самореализации является адекватное понимание своего места в мире и использование адекватных социальных умений. Критерием успешности, на наш взгляд, можно считать удовлетворенность личности собой, своим статусом, результатами деятельности, при непременной удовлетворенности социума личностью. В чем же тогда причины столь часто наблюдаемых проявлений неудовлетворенности человеком своим местом в жизни, результатами своего труда, самим собой, самореализацией?
Проблема самореализации личности имеет множество аспектов исследования как в теоретическом, так и практическом планах. В настоящей работе мы рассмотрим те особенности самореализации, которые взаимосвязаны с гендерной идентичностью человека.
На наш взгляд, удовлетворенность собой - это, в немалой степени, удовлетворенность собой как женщиной или как мужчиной. Совокупность представлений о себе, Я-образ женщины или мужчины входит в общую Я-концепцию личности. Адекватность-неадекватность этих представлений, то или иное аффективное отношение к этим представлениям, в том числе и уровень принятия их, влияют на выбор стратегии и тактик самореализации, могут определять ее успешность.
Просмотрим пути создания представлений человека о себе как представителя определенного пола.
Гендер (от gender — род) - термин, появившийся в американской научной литературе в начале 80-х годов прошлого века, в настоящее время активно исследуется в отечественной социальной психологии, социологии, лингвистике. По мнению А. Ре-бера, понятие «гендер» используется при обсуждении различий между мужчинами и женщинами. Современная наука различает биологический пол и социально-психологический пол как совокупность социокультурных и поведенческих характеристик и ролей, определяющих личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины в определенном обществе. Социальный пол называют гендером, а соответствующие свойства и отношения - гендерными (гендерные роли, гендерное разделение труда, гендерные стереотипы и т.д.) /4/. Данное определение вряд ли можно считать устоявшимся. В настоящее время в западной социологии обсуждается точка зрения, что гендер «создается мужчинами и женщинами, чья компетентность как членов общества является залогом их деятельности по созданию гендера. Создание гендера включает комплекс социально-контролируемых действий (по восприятию, микрополитике и взаимодействию), целью которых является выражение мужской или женской природы»
С конца 80-х годов отечественные психологи в рамках исследования проблем «бесполой» психологии, феминной педагогики, кризиса семьи показали, что нормальное биологическое развитие еще не делает человека мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле. Биологические характеристики должны быть дополнены психологическим полом (И.С. Кон, А.Я. Варга, Т.И. Юферева и др.). В нашем исследовании /1991/, психологический пол определялся как реальное овладение ребенком мужской или женской ролью, достижение определенного уровня полового- самосознания и половой идентификации. По мнению В.В. Абраменковой, психологический пол основан на половом самосознании и ценностных ориентациях, полоролевой позиции личности, реализуемой ею в общении и деятельности. «В результате этого процесса биологически данный пол в ходе социализации оказывается заданным, что приводит к осознанию субъектом собственной половой принадлежности, формированию половой идентичности и соответствующих данной культуре полоролевых ориентации и образцов поведения» Я/. Категория психологического пола активно изучается и в настоящее время, однако, отдельного исследования требует соотношение понятий психологический пол и гендер. В настоящей работе мы будем оперировать их составляющими компонентами - гендерная (полороле-вая) идентичность и гендерная роль.
Проблематика гендерных различий сама по себе является благодатной областью, где можно изучать различные аспекты самореализации человека. В психологической литературе накоплена информация о возрастных особенностях, обучаемости, преимущественных способах умственной деятельности, особенностях поведения, общения, выбора социальных ролей, направленности задатков потенциала развития и другие. Исследователи обнаружили, что для каждого пола характерны определенные особенности, затрудняющие процессы самореализации - это специфические психологические проблемы, нарушения поведения, реакции на стрессы. Например, мужчины чаще страдают от алкоголизма и наркотической зависимости, более склонны к самоубийствам и антисоциальному поведению. Типично женскими психическими расстройствами являются фобии, тревожные состояния, злоупотребление медикаментами, расстройства пищевого поведения и депрессии.
На наш взгляд, немалый интерес представляет проблема влияния гендерной идентичности и занимаемых личностью преимущественных гендерных ролей на ее самореализацию. Гендерная идентичность, то есть осознание индивидом своей принадлежности к мужскому или женскому полу и формирования отношения к данной принадлежности, - сложное и многоуровневое образование. У разных людей различен объем знаний о своих маскулинных и фемининных характеристиках, неоднозначно отношение к ним и переживание проявлений своих гендерных ролей. Гендерная дисфория - состояние, когда индивид испытывает неудовлетворенность своим гендерным статусом -также проявляется по-разному. В настоящее время растет количество случаев изменения пола хирургическим путем, в клинической литературе описаны такие патологии как транссексуализм и трансвестизм. В нашем исследовании /1991/ описаны вариации нормальных проявлений полоролевой идентичности в детском возрасте.
Формирование гендерной идентичности происходит под влиянием развития биологических предпосылок, закономерностей половой дифференциации в ходе гендерной социализации. Ее важнейшие элементы - личностные и гендерные характеристики родителей, в том числе их гендерная идентичность и ролевые модели, пол ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола, особенности институтов социализации. Гендерная социализация начинается буквально с момента рождения ребенка, хотя ожидание рождения ребенка определенного пола также предвосхищает определенное отношение к нему родителей, В трансляции детям полоролевых качеств чрезвычайно велика роль стереотипов, выработанных в обществе и культуре, относительно мужчин и женщин.
Источники, транслирующие информацию о гендерной роли дошкольникам, ограничены наблюдением детей за разнообразными формами поведения окружающих, использованием игрушек, игр, чтением детских книжек, просмотром телепередач. Уже на этом этапе исследователи (Л.В. Попова, 1996, Г. Келли, 2000 и др.), отмечают ассиметрию источников гендерной информации в пользу маскулинных тенеденций. В частности, анализ детской литературы показывает, что а/ мужчины изображаются в них гораздо чаще, чем женщины (соотношение 11:1); б/ большинство мужчин представлены активно действующими; в/ взрослые женщины - либо матери, либо жены, а мужчины заняты самыми разнообразными делами и представляют разные профессии. В современных детских телепередачах также доминируют мужские персонажи.
В школьные годы источники, транслирующие полоролевые стереотипы, пополняются представлениями учительницы о половой роли, информацией, содержащейся в школьных учебниках, книгах, телевизионной и рекламной продукции. Игры мальчиков становятся все более соревновательными, а тихие, избегающие соперничества мальчики - мишенью для насмешек. Слезы и жалобы девочек, их беспомощность не вызывают пренебрежительного отношения к ним. Процесс обучения изобилует полоролевыми стереотипами, наша отечественная педагогика насквозь феминна и страдает отсутствием примеров мужского поведения. В подростковом возрасте ориентация на выполнение той или иной половой роли становится реальностью, а требования к детям по выполнению ими социальных норм возрастают. И мальчики, и девочки переживают определенные трудности по мере вхождения во взрослое общество, т.е. процесс становления личностной идентичности взаимосвязан со становлением гендерной идентичности. Причем спектр гендерных ролей и представлений о своих потенциальных возможностях в восприятии мальчиков уже, чем в восприятии девочек. По мнению У. Мастере и В. Джонсон, к подростковому возрасту становится совершенно ясно, что мужчине предназначено «пробиваться», а женщине выходить замуж и растить детей. Многие девушки привыкают к мысли, что успех на том или ином поприще обесценивает чисто женские достоинства и отрицательно сказывается на отношении к ним окружающих. С другой стороны, юноши как бы запрограммированы на стремление дополнить предписываемые им деловые качества сексуальным опытом.
Большой объем информации школьники получают из телевизионных передач, в рекламных роликах и музыкальных клипах действия мужских и женских персонажей также типизированы по половому признаку. Персонажи - мужчины более предприимчивы, агрессивны, занимают доминирующее положение по сравнению с женскими персонажами, которые, в свою очередь, более нежны, заботливы. Отечественные психологи приходят к выводам, что женщины низводятся до роли сексуальных объектов или людей второго сорта в профессиональном мире, По мнению И.В. Трошева (1999), в рекламе успех женщины во многом зависит от ее умения приспосабливать свое поведение к желаниям и ожиданиям мужчины.
Нами перечислены лишь некоторые особенности гендерной социализации, в процессе которой человек получает представление о своих и чужих гендерных ролях. Особо подчеркивается роль достаточно жестких полоролевых стереотипов, способствующих однозначному пониманию возможностей маскулинности и феминности. Конечно, ребенок не является пассивным объектом в процессе личностного и гендерного становления. На формирование гендерной идентичности влияют собственный жизненный опыт, анализ поведения, общения, результатов деятельности и средств достижения этих результатов. Однако общепринятый взгляд на роли мужчины и женщины во многом определяет их брачные отношения и брак, профессиональную деятельность, социальные отношения, способ проведения досуга, выбор круга общения и т.д. Несовпадение ожиданий и жизненных реальностей приводит к взаимному разочарованию мужчин и женщин, распаду семей и т.д.
Ученые отмечают определенные трудности в реализации себя, наблюдаемые как у мужчин, так и у женщин, во многом обусловленные особенностями гендерной социализации. Причины трудностей можно обнаружить в познавательной, эмоциональной сферах личности, в ее поведенческих проявлениях. В частности, представления, знания личности о гендерных ролях могут быть недостаточными или же не соответствовать реальной ситуации. Самореализация обозначает принятие себя, своих личностных и половых особенностей, но этот процесс может затруднять конфликты между индивидуальными особенностями и традиционными представлениями о гендерных ролях. Нерефлексивное, некритичное следование традиционным предписаниям обнаруживает определенные психологические проблемы как у «женственных» женщин, так и у «мужественных» мужчин, затрудняет их адаптивные возможности, взаимопонимание. Психоаналитическая литература описывает примеры ролевых конфликтов у женщин, занятых в профессиональной сфере, вызванных «чувством вины работающей женщины». Последствия ощущения вины оказывают влияние на работающих матерей в значимых для них областях жизни: на отношения с детьми, на супружеские отношения, на работе и в отношении к себе [3].
Все вышеизложенные теоретические положения, на наш взгляд нуждаются в эмпирическом обосновании. На настоящем этапе исследования проблемы мы ставим перед собой вопрос: «Какие именно особенности гендерной идентичности способствуют или препятствуют самореализации человека?». И предполагаем, что адекватное следование собственной гендерной идентичности способствует удовлетворенности личностью самореализацией, и, наоборот, отказ от идентичности препятствует самореализации личности. Наиболее адекватный метод исследования данной проблемы - анкетирование. Предполагаемая выборка - женщины-учителя 25-45 лет с различным стажем профессиональной работы. Мы предполагаем, что в результате анализа полученной информации выявим условия, пути следования собственной идентичности, причины и последствия отказа от нее.
Полученные данные необходимы для практики психотерапевтической работы, для просвещенческой, консультативной деятельности психологов, в том числе и школьных.
Список литературы
1. Абраменкова В.В. Полоролевая дифференциация и сексологизация детской субкультуры, или горький вкус запретного плода // Мир психологии, 2000, №1 с.143-154.
2. Виткин Дж. Женщина и стресс. Спб, 1996.
3. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии, 1998, №4 с.65-71.
4. Кон И.С. Введение в сексологию: Учебное пособие. - М: Олимп, 1999.
5. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. Учебное пособие к спецсеминару. М.,1996.
6. Психология. Учебник / под ред. АА. Крылова. - М.; Проспект, 1998.
7. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Гендерные тетради. Труды ИС РАН, вып.1. Спб., с.94-124.
8. Чекалина А.А. Влияние родительских позиций на формирование психологического пола старших дошкольников. Ав-тореф. дис. ...канд. психол.н. М.,1991,
9. Scott Joan. Gender. A useful category of historical analysis. American historica.
|