Суббота, 07.12.2024, 02:12
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Психология » Общая психология

Самореализация и гендерная идентичность человека

Самореализация - необходимый атрибут жизнедеятельно­сти человека. Интерес к этой проблематике возрастает, однако этот феномен остается во многом нераскрытым.

         В настоящее время под самореализацией понимается осу­ществление индивидных и личностных возможностей человека посредством собственных усилий, а также содеятельности с дру­гими людьми /6/. Человек реализует собственный потенциал, со­вокупность знаний, умений, навыков, эвристические процессы, интуицию, способности, поскольку осознает свою ценность, имеет цели деятельности и планы ее осуществления. В основе осуществления возможностей лежит их анализ, анализ жизнен­ной ситуации, выявление круга проблем и путей их разрешения, постановки перед собой целей и выбора стратегий их осуществ­ления, осмысление результатов и накопленного опыта. Каждый человек обладает теми или другими технологиями самореализа­ции, развивая их на протяжении жизненного пути. Условием ус­пешной самореализации является адекватное понимание своего места в мире и использование адекватных социальных умений. Критерием успешности, на наш взгляд, можно считать удовле­творенность личности собой, своим статусом, результатами дея­тельности, при непременной удовлетворенности социума лично­стью. В чем же тогда причины столь часто наблюдаемых прояв­лений неудовлетворенности человеком своим местом в жизни, результатами своего труда, самим собой, самореализацией?

         Проблема самореализации личности имеет множество ас­пектов исследования как в теоретическом, так и практическом планах. В настоящей работе мы рассмотрим те особенности са­мореализации, которые взаимосвязаны с гендерной идентично­стью человека.

         На наш взгляд, удовлетворенность собой - это, в немалой степени, удовлетворенность собой как женщиной или как муж­чиной. Совокупность представлений о себе, Я-образ женщины или мужчины входит в общую Я-концепцию личности. Адекват­ность-неадекватность этих представлений, то или иное аффек­тивное отношение к этим представлениям, в том числе и уровень принятия их, влияют на выбор стратегии и тактик самореализа­ции, могут определять ее успешность.

         Просмотрим пути создания представлений человека о себе как представителя определенного пола.

         Гендер (от gender — род) - термин, появившийся в амери­канской научной литературе в начале 80-х годов прошлого века, в настоящее время активно исследуется в отечественной соци­альной психологии, социологии, лингвистике. По мнению А. Ре-бера, понятие «гендер» используется при обсуждении различий между мужчинами и женщинами. Современная наука различает биологический пол и социально-психологический пол как сово­купность социокультурных и поведенческих характеристик и ролей, определяющих личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины в определенном обществе. Социальный пол называют гендером, а соответствующие свойства и отноше­ния - гендерными (гендерные роли, гендерное разделение труда, гендерные стереотипы и т.д.) /4/. Данное определение вряд ли можно считать устоявшимся. В настоящее время в западной со­циологии обсуждается точка зрения, что гендер «создается муж­чинами и женщинами, чья компетентность как членов общества является залогом их деятельности по созданию гендера. Созда­ние гендера включает комплекс социально-контролируемых действий (по восприятию, микрополитике и взаимодействию), целью которых является выражение мужской или женской при­роды»

         С конца 80-х годов отечественные психологи в рамках ис­следования проблем «бесполой» психологии, феминной педаго­гики, кризиса семьи показали, что нормальное биологическое развитие еще не делает человека мальчиком или девочкой, муж­чиной или женщиной в социально-психологическом и личност­ном смысле. Биологические характеристики должны быть до­полнены психологическим полом (И.С. Кон, А.Я. Варга, Т.И. Юферева и др.). В нашем исследовании /1991/, психологический пол определялся как реальное овладение ребенком мужской или женской ролью, достижение определенного уровня полового- са­мосознания и половой идентификации. По мнению В.В. Абраменковой, психологический пол основан на половом самосозна­нии и ценностных ориентациях, полоролевой позиции личности, реализуемой ею в общении и деятельности. «В результате этого процесса биологически данный пол в ходе социализации оказы­вается заданным, что приводит к осознанию субъектом собст­венной половой принадлежности, формированию половой иден­тичности  и  соответствующих  данной культуре  полоролевых ориентации и образцов поведения» Я/. Категория психологиче­ского пола активно изучается и в настоящее время, однако, от­дельного исследования требует соотношение понятий психоло­гический пол и гендер. В настоящей работе мы будем опериро­вать их составляющими компонентами - гендерная (полороле-вая) идентичность и гендерная роль.

         Проблематика гендерных различий сама по себе является благодатной областью, где можно изучать различные аспекты самореализации человека. В психологической литературе накоп­лена информация о возрастных особенностях, обучаемости, пре­имущественных способах умственной деятельности, особенно­стях поведения, общения, выбора социальных ролей, направлен­ности задатков потенциала развития и другие. Исследователи обнаружили, что для каждого пола характерны определенные особенности, затрудняющие процессы самореализации - это специфические психологические проблемы, нарушения поведе­ния, реакции на стрессы. Например, мужчины чаще страдают от алкоголизма и наркотической зависимости, более склонны к са­моубийствам и антисоциальному поведению. Типично женскими психическими расстройствами являются фобии, тревожные со­стояния, злоупотребление медикаментами, расстройства пище­вого поведения и депрессии.

         На наш взгляд, немалый интерес представляет проблема влияния гендерной идентичности и занимаемых личностью пре­имущественных гендерных ролей на ее самореализацию. Гендерная идентичность, то есть осознание индивидом своей при­надлежности к мужскому или женскому полу и формирования отношения к данной принадлежности, - сложное и многоуров­невое образование. У разных людей различен объем знаний о своих маскулинных и фемининных характеристиках, неодно­значно отношение к ним и переживание проявлений своих гендерных ролей. Гендерная дисфория - состояние, когда индивид испытывает неудовлетворенность своим гендерным статусом -также проявляется по-разному. В настоящее время растет коли­чество случаев изменения пола хирургическим путем, в клини­ческой литературе описаны такие патологии как транссексуа­лизм и трансвестизм. В нашем исследовании /1991/ описаны ва­риации нормальных проявлений полоролевой идентичности в детском возрасте.

         Формирование гендерной идентичности происходит под влиянием развития биологических предпосылок, закономерно­стей половой дифференциации в ходе гендерной социализации. Ее важнейшие элементы - личностные и гендерные характери­стики родителей, в том числе их гендерная идентичность и роле­вые модели, пол ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола, особенности институтов со­циализации. Гендерная социализация начинается буквально с момента рождения ребенка, хотя ожидание рождения ребенка определенного пола также предвосхищает определенное отно­шение к нему родителей, В трансляции детям полоролевых ка­честв чрезвычайно велика роль стереотипов, выработанных в обществе и культуре, относительно мужчин и женщин.

         Источники, транслирующие информацию о гендерной роли дошкольникам, ограничены наблюдением детей за разнообраз­ными формами поведения окружающих, использованием игру­шек, игр,  чтением детских книжек, просмотром телепередач. Уже на этом этапе исследователи (Л.В. Попова, 1996, Г. Келли, 2000 и др.), отмечают ассиметрию источников гендерной ин­формации в пользу маскулинных тенеденций. В частности, ана­лиз детской литературы показывает, что а/ мужчины изобража­ются в них гораздо чаще, чем женщины (соотношение 11:1); б/ большинство мужчин представлены активно действующими; в/ взрослые женщины - либо матери, либо жены, а мужчины заня­ты  самыми разнообразными делами и представляют разные профессии. В современных детских телепередачах также доми­нируют мужские персонажи.

         В школьные годы источники, транслирующие полоролевые стереотипы, пополняются представлениями учительницы о по­ловой роли, информацией, содержащейся в школьных учебни­ках, книгах, телевизионной и рекламной продукции. Игры маль­чиков становятся все более соревновательными, а тихие, избе­гающие соперничества мальчики - мишенью для насмешек. Сле­зы и жалобы девочек, их беспомощность не вызывают пренеб­режительного отношения к ним. Процесс обучения изобилует полоролевыми стереотипами,  наша отечественная педагогика насквозь феминна и страдает отсутствием примеров мужского поведения. В подростковом возрасте ориентация на выполнение той или иной половой роли становится реальностью, а требова­ния к детям по выполнению ими социальных норм возрастают. И мальчики, и девочки переживают определенные трудности по мере вхождения во взрослое общество, т.е. процесс становления личностной идентичности взаимосвязан со становлением гендерной идентичности. Причем спектр гендерных ролей и пред­ставлений о своих потенциальных возможностях в восприятии мальчиков уже, чем в восприятии девочек. По мнению У. Мас­тере и В. Джонсон, к подростковому возрасту становится совер­шенно ясно, что мужчине предназначено «пробиваться», а жен­щине выходить замуж и растить детей. Многие девушки привы­кают к мысли, что успех на том или ином поприще обесценивает чисто женские достоинства и отрицательно сказывается на от­ношении к ним окружающих. С другой стороны, юноши как бы запрограммированы на стремление дополнить предписываемые им деловые качества сексуальным опытом.

         Большой объем информации школьники получают из теле­визионных передач, в рекламных роликах и музыкальных кли­пах действия мужских и женских персонажей также типизиро­ваны по половому признаку. Персонажи - мужчины более пред­приимчивы, агрессивны, занимают доминирующее положение по сравнению с женскими персонажами, которые, в свою оче­редь, более нежны, заботливы. Отечественные психологи прихо­дят к выводам, что женщины низводятся до роли сексуальных объектов или людей второго сорта в профессиональном мире, По мнению И.В. Трошева (1999), в рекламе успех женщины во многом зависит от ее умения приспосабливать свое поведение к желаниям и ожиданиям мужчины.

         Нами перечислены лишь некоторые особенности гендерной социализации, в процессе которой человек получает представле­ние о своих и чужих гендерных ролях. Особо подчеркивается роль достаточно жестких полоролевых стереотипов, способст­вующих однозначному пониманию возможностей маскулинно­сти и феминности. Конечно, ребенок не является пассивным объектом в процессе личностного и гендерного становления. На формирование гендерной идентичности влияют собственный жизненный опыт, анализ поведения, общения, результатов дея­тельности и средств достижения этих результатов. Однако об­щепринятый взгляд на роли мужчины и женщины во многом оп­ределяет их брачные отношения и брак, профессиональную дея­тельность, социальные отношения, способ проведения досуга, выбор круга общения и т.д. Несовпадение ожиданий и жизненных реальностей приводит к взаимному разочарованию мужчин и женщин, распаду семей и т.д.

         Ученые отмечают определенные трудности в реализации себя, наблюдаемые как у мужчин, так и у женщин, во многом обусловленные особенностями гендерной социализации. Причи­ны трудностей можно обнаружить в познавательной, эмоцио­нальной сферах личности, в ее поведенческих проявлениях. В частности, представления, знания личности о гендерных ролях могут быть недостаточными или же не соответствовать реальной ситуации. Самореализация обозначает принятие себя, своих личностных и половых особенностей, но этот процесс может за­труднять конфликты между индивидуальными особенностями и традиционными представлениями о гендерных ролях. Нерефлек­сивное, некритичное следование традиционным предписаниям обнаруживает определенные психологические проблемы как у «женственных» женщин, так и у «мужественных» мужчин, за­трудняет их адаптивные возможности, взаимопонимание. Пси­хоаналитическая литература описывает примеры ролевых кон­фликтов у женщин, занятых в профессиональной сфере, вызван­ных «чувством вины работающей женщины». Последствия ощу­щения вины оказывают влияние на работающих матерей в значимых для них областях жизни: на отношения с детьми, на супружеские отношения, на работе и в отношении к себе [3].

         Все вышеизложенные теоретические положения, на наш взгляд нуждаются в эмпирическом обосновании. На настоящем этапе исследования проблемы мы ставим перед собой вопрос: «Какие именно особенности гендерной идентичности способст­вуют или препятствуют самореализации человека?». И предпо­лагаем, что адекватное следование собственной гендерной иден­тичности способствует удовлетворенности личностью самореа­лизацией, и, наоборот, отказ от идентичности препятствует са­мореализации личности. Наиболее адекватный метод исследова­ния данной проблемы - анкетирование. Предполагаемая выбор­ка - женщины-учителя 25-45 лет с различным стажем профес­сиональной работы. Мы предполагаем, что в результате анализа полученной информации выявим условия, пути следования соб­ственной идентичности, причины и последствия отказа от нее.

         Полученные данные необходимы для практики психотерапевти­ческой работы, для просвещенческой, консультативной деятель­ности психологов, в том числе и школьных.

Список литературы

1. Абраменкова В.В. Полоролевая дифференциация и сексологизация детской субкультуры, или горький вкус запретного плода // Мир психологии, 2000, №1 с.143-154.

2.  Виткин Дж. Женщина и стресс. Спб, 1996.

3.  Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии, 1998, №4 с.65-71.

4.  Кон И.С. Введение в сексологию: Учебное пособие. - М: Олимп, 1999.

5.  Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации лично­сти. Учебное пособие к спецсеминару. М.,1996.

6.  Психология. Учебник / под ред. АА. Крылова. - М.; Про­спект, 1998.

7.  Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Гендерные тетради. Труды ИС РАН, вып.1. Спб., с.94-124.

8.  Чекалина А.А. Влияние родительских позиций на фор­мирование психологического пола старших дошкольников. Ав-тореф. дис. ...канд. психол.н. М.,1991,

9.  Scott Joan. Gender. A useful category of historical analysis. American historica.

Категория: Общая психология | Добавил: seralexeyka (23.12.2014)
Просмотров: 703
---